Поверхность как скульптурный элемент: кирпичные рельефы Генри Мура в Роттердаме

henry-moores-reliefs

В 1954 году британскому скульптору Генри Муру было поручено спроектировать и установить масштабный стенной рельеф в новый строительный центр «Joost Boks» в голландском городе Роттердаме. Этот проект, собранный из приблизительно 16 000 голландских кирпичей, обработанных вручную, представляет собой единственную работу скульптора, выполненную из такого ничем не примечательного материала. В коротком документальном фильме, снятом студией «ARTtube», специалист по истории архитектуры Вутер Ванстифут рассказывает удивительную историю на фоне Стенного Рельефа № 1 (Wall Relief No.1).

Стена на месте ее фактического расположения

Стена на месте ее фактического расположения

Невзирая на тот факт, что стена на концептуальном уровне спроектирована Муром, рельеф был собран двумя мастерами-каменщиками, которые работали над ним около 1200 часов в течение приблизительно четырех месяцев в 1955 году. Фото-отчеты о том, как продвигается работа, еженедельно отправляли Муру в Англию, и он возвращал их с комментариями, новыми идеями и изменениями. Символом того, насколько высоко было оценено мастерство каменщиков, является тот факт, что выдающийся художник послевоенной эпохи позже подарил свой проект рельефа строительному центру, не требуя уплаты комиссионных.

По словам Окье Вергист «Мур описал свою работу как успокаивающую и гармоничную главу ритмической истории, написанную линиями и плоскостями здания».

Проект включает в себя серию геометрических элементов, окруженных четкими вертикальными фрагментами и разделенных горизонтальными линиями с отчетливо различаемыми полусферическими углублениями. В центре пять сложных динамичных форм выступают из стены, и, по мнению Вергист «напоминают либо человечески тела, либо растения и камни, обточенные водой и отполированные песком и ветром». Мур предпочел использовать для рельефа голландские кирпичи вместо английских из-за их небольшого размера.

Кирпичная стена, встроенная в здание Центра строительства, позже разрушенного (1970).

Кирпичная стена, встроенная в здание Центра строительства, позже разрушенного (1970).

Законченный рельеф включает в себя почти декоративную раму из горизонтальных и вертикальных линий, с чем-то вроде фриза с декоративными изображениями над и под ней, напоминающими металлические рейки и шурупы. Они окружают пять органичных изображений в центре стены. Влияние незападнического искусства, которым так восхищался Мур в Британском музее, здесь очевидно. По мнению художника, древние ассирийцы уже создавали подобные образы из кирпича, и взяв их работы за основу, он «создал с помощью линий и плоскостей единое целое», как это видно из фриза с декоративными изображениями и произвольно начерченными справа и слева линиями, завершающими рельеф.

Поверхность стены не ровная и не симметричная ни в одной из ее частей. Легкий изгиб проходит по всей поверхности, в то время как геометрические рельефы по бокам слегка отличаются друг от друга по форме или размеру. Это оживляет рельеф, поскольку в нем нет ничего идеального или статичного. Чем дольше вы смотрите на стену, тем больше мелких деталей вы начинаете различать. Органичные изображения в центре, например, и выпуклые и вогнутые. Это типично для Мура — он всегда восхищался противоречивыми формами и экспериментировал с ними в 40-х и 50-х ХХ века. Пластичность органичных форм в Роттердамском рельефе напоминает свободно стоящую группу фигур под названием «Три стоящие фигуры» («Three Standing Figures»), которые Мур создал в 1952 году для Национального Парка «De Hoge Veluwe» и «Вертикальные мотивы» («Upright Motifs») – работу, созданную в 1955 году.

Rotterdam1970

Рабочий чертеж, деталь фасада. Рисунок © Фонда им. Генри Мура

moore Rotterdam1970

От торгового центра, большая часть которого была с тех пор разрушена, осталось только пустое пространство вокруг сохраненной стены. Вначале это вызывало много вопросов по поводу того, стоит ли рассматривать эту стену как отдельное произведение искусства, которое можно было бы перенести в другую часть города. Но согласно окончательному решению, которое было принято в данном контексте, стену оставили там, где она находилась ранее, чтобы впоследствии интегрировать ее в новое здание, представляющее собой часть проекта масштабной реконструкции района, который реализуется здесь в настоящее время.

2015-01-31_12.34.34

Стена – февраль 2015 года.