Высшая степень мастерства и космическая экономия: работы Эладио Диесте

Ниже на фото: Работы инженера Эладио Диесте на состояние 2012 года. Исследовав инновационные технологии, примененные в использовании материалов и создании конструкций при строительстве зданий по проектам Диесте, обращаем внимание на функциональность и высокую востребованность техник, в основу которых положены производительность, изобретательность и утонченный внешний вид.

Caputto Fruit Plant

Фрагмент бесшовного свода с двумя криволинейными контурами. Завод по переработке плодов Капутто (г. Сальто, Уругвай) 1971-72, 1986-87

Я объяснил и доказал на наглядных примерах важность рационального подхода в строительстве и экономичности в таком я бы сказал космическом больше чем финансовом смысле. Однако не только это руководило мной. Меня также увлекало острое, почти мучительное, ощущение формы.

Эладио Диесте

Осенью 2012 года я ездил в Уругвай, чтобы посмотреть на работы инженера Эладио Диесте. К этому исследованию меня подтолкнуло желание изучить исторические прецеденты, которые бросили вызов нашему традиционному пониманию создания архитектурной формы и впоследствии предложили альтернативные аргументы в отношении скрытого потенциала многообещающих качеств некоторых техник строительства. Например, как в случае с Диесте, конструкция для изобретения новых материалов. Я уверен, что эти идеи, представляющие собой такие важные на сегодняшний день ускоренные разработки в области технологии проектирования и производства, требуют более значительных исследований, которые нужно проводить соответствии с другими дисциплинарными логическими схемами, чтобы продемонстрировать их истинные трансформационные возможности.

DIESTE NORDEN 001

Избранные проекты Эладио Диесте: временная шкала и типы конструкций

Эладио Диесте известен как одна из самых парадигматических фигур среди всего разнообразия архитектуры середины ХХ столетия в Латинской Америке. Он родился в 1917 году в северном городке Артигас, в Уругвае, в 1943 году окончил Республиканский университет в Монтевидео, Уругвай, где учился на факультете инженерного дела. Вскоре он открыл свою независимую инженерно-строительную компанию «Диесте и Монтанес С.А.» («Dieste & Montañez S.A») и начал свою профессиональную карьеру, которая продолжалась в течение пятидесяти лет. Архитектор было проектировал здания для повседневного использования: церкви, автобусные терминалы, склады, спортивные залы. С этой целью он разработал ряд новых и утонченных по стилю конструкций, которые соответствовали требованию относительно широких возможностей в использовании пространства и необходимости экономии средств, затрачиваемых на проекты. Его конструктивные решения, в ряд которых входили свободно стоящие своды, Гауссовы своды, своды с двойным изгибом, изогнутые поверхности, складчатые поверхности – все были основаны на скурпулезности и мастерстве при использовании армированной керамики.

DIESTE NORDEN 002

Избранные проекты Эладио Диесте. Сверху вниз и слева направо: Церковь Кристо Обреро, Церковь Сан Педро, Роче, Завод по переработке плодов Капутто, «Ла Гавиота», здание портового склада Монтевидео, спортивный зал Дон Боско, торговый центр Монтевидео, склад шерстяной продукции АДФ

Для Диесте конструкция, геометрия и материалы являлись компонентами единого целого, где форма представляла собой результат синтеза всех составляющих. Однако вместо того чтобы использовать бетон в качестве основного материала (как это делали его современники, например, Феликс Кандела), Диесте решил использовать местный материал – кирпич, который и стал его основным инструментом. Применение кирпича не только казалось экономически выгодным, но и позволяло ему вписать в проекты старую латиноамериканскую традицию строительства из самана, отражающую культуру его родного Уругвая. Создавая изысканные конструкции из этого простого и традиционного материала, он показал совершенно новое видение, которое оставило на заднем плане промышленную эстетику в духе модернизма и использование промышленных материалов вроде бетона, стали и стекла. Это было его решением, которое соответствовало идеалам избранной группы уругвайских художников и интеллектуалов, одним из самых ярких представителей которой был художник и скульптор Джоакин Торрес Гарсиа (1874-1949), близкий друг Диесте. Джоанкин был основоположником движения универсального конструктивизма, который поощрял создание оригинального современного латиноамериканского архитектурного языка, который проходил бы красной нитью по всем видам изобразительного искусства.

Church of Cristo Obrero

Церковь Кристо Обреро. Атлантида, Уругвай. 1958-60

Один из самых известных проектов Диесте – это церковь Кристо Обреро в Атлантиде, небольшом городке в 40 километрах от Монтевидео, в провинции Канелонес. Это здание – воплощение «выразительности» формы, которой так восхищался Диесте, которая пронизывала все его работы. Это здание еще и восхитительный пример использования кирпича, который сочетает в себе два величайших конструктивных изобретения Диесте: Гауссовы своды и вертикальные изогнутые поверхности.

DIESTE NORDEN_005

Диаграмма изогнутой поверхности

DIESTE NORDEN 004

Диаграмма Гауссова свода

Геометрия волнистых стен или изогнутых поверхностей основывается на принципе повышения эффективности конструкции, созданной в виде совокупности коноидов. Каждая стена толщиной 30 см и высотой 7 м. Крыша – это ряд сводов с двойным изгибом, поверхность. Эта конструкция хорошо выдерживает давление и не прогибается, при этом было использовано минимальное количество материала. Более того, чтобы избежать прогибания и повысить прочность свода, Диесте изогнул поверхность и в продольном направлении, сокращая высоту профиля, поскольку фрагменты идут из центра в обе стороны. Расстояние между опорами сводов – от 16 до 18 метров.

Особый подход Диесте к проектированию зданий позволил пересмотреть существовавшие ранее идеи по использованию материалов в архитектуре. Благодаря многофункциональной поверхности, архитектору удалось рассчитать точное соотношение между целой конструкцией и ее отдельными фрагментами, превращая процесс проектирования в задачу по логичному использованию материалов относительно гармоничного сочетания конструктивных характеристик строения, его геометрии и формы.

DIESTE NORDEN 006

Детали. Церковь Кристо Обреро. Атлантида, Уругвай. 1958-60.

Церковь Кристо Обреро была закончена в 1960 году, при очень маленьком бюджете на строительство, и стала первым независимым архитектурным проектом Диесте. Ее крыша с двойным изгибом поддерживается двумя волнистыми кирпичными стенами; стены и крыша соединены горизонтально, в то время как торцевые стены кажутся полностью автономной конструкцией – это условие, которое стало возможным благодаря включению в конструкцию зазоров, через которые проходит свет. Изобретательность, проявленная при создании этой конструкции, выражена в геометрии стен и крыши в сочетании с мастерской игрой света и тени.

DIESTE NORDEN 009

Фрагмент складчатой поверхности. Церковь Сан-Педро, Уругвай. 1969-71

Решения в плане формы, света и выбора материалов исключительно сочетаются между собой и в такой грандиозной постройке как Церковь Сан-Педро в Дурасно. Ее строительство было завершено в 1971 году. Эта постройка включает в себя уже существовавшую на тот момент колокольню и новый церковный неф, спроектированный Диесте с использованием структурных принципов складчатой поверхности. Крыша, поддерживаемая только несколькими практически невидимыми глазу стальными элементами, кажется, парит над тонкими укрепленными вогнутыми вовнутрь стенами нефа, с длиной пролета между опорами в 32 метра, во всю длину церкви, выполняющими функцию поперечных балок. Наклон стен, спроектированных с целью соответствия всем конструктивным требованиям, был использован для усиления перспективы внутреннего пространства, зрительно увеличивая размеры церкви.

DIESTE NORDEN 007

Прерывистые своды с двойным изгибом: вид снаружи. Завод по переработке плодов Капутто (г. Сальто, Уругвай). 1971-72, 1986-87

Еще около ста объектов на территории Уругвая были спроектированы и построены компанией «Dieste & Montañez», включая крышу портового склада Монтевидео, длина пролета между опорами свода с двойным изгибом которой составляет рекордные 50 метров; или же более скромный спортивный зал Дон Боско, где длина пролета между опорами свода составляет 25 метров. Строительство ни одного из этих объектов не было бы возможным без разработки эффективных и экономичных строительных средств и техник. С этой целью Эладио Диесте спроектировал целую серию оборудования, которое позволило реализовать такие инновационные строительные проекты, включая гидравлические домкраты, механические системы для подъема и спуска кирпичных блоков, и помимо прочего, свайные молоты.

Gimnasio Don Bosco 001

Спортивный зал Дон Боско. Монтевидео, Уругвай. 1983-84

Не стоит путать приверженность Диесте к официальным исследованиям с пустым формализмом — все совсем не так. На самом деле заинтересованность архитектора основана на глубоком интеллектуальном поиске взаимодействия между материалом и конструкцией и их эффективности. Хорошо понимая социально-культурные и экономические условия в своей стране, он сумел сформулировать необычный подход к архитектуре в рамках этого контекста, установив принципы того, что он называл «космической экономией» — то есть, принципами соответствия глубинному порядку вещей в мире. В отношении его поиска новых вариантов использования материалов в современной архитектуре, наследие Диесте и ряд его работ – таких как некоторые из его бесконечно вдохновляющих, утонченных и функциональных построек второй половины ХХ века в Латинской Америке – способны сегодня приобрести свое новое значение и вдохновить современных проектировщиков.

Gimnasio Don Bosco 002

Деталь прерывистого свода с двойным изгибом. Спортивный зал Дон Боско. Монтевидео, Уругвай. 1983-84